Счетная палата считает неэффективным расходование средств на устранение цифрового неравенства
Вторник 15 июля 2025, 08:54
Счетная палата по итогам проверки заявляет о недостаточной эффективности расходования бюджетных средств, выделенных в 2021-2023 годах на оказание населению универсальных услуг связи в части доступа к интернету и сотовой связи; в Минцифры не согласны с выводами аудиторов.
В России уже несколько лет реализуется проект устранения цифрового неравенства (УЦН), который предусматривает организацию доступа в интернет в поселениях, где проживает 100-500 человек, а также установку в таких поселениях базовых станций LTE. В декабре 2024 года был принят закон, по которому с 2025 года проект расширился на поселения численностью до 1 тыс. человек. Кроме того, как говорил ранее глава Минцифры РФ Максут Шадаев, закон позволяет по отдельному решению правительства реализовывать проект и в поселениях менее 100 человек.
"Счетная палата по предложению Совета Федерации проверила эффективность бюджетных расходов на оказание населению универсальных услуг связи в части доступа к интернету и сотовой связи. Проверка показала, что средства федерального бюджета, направленные на эти цели в 2021-2023 годах, расходовались недостаточно эффективно, в том числе не соблюдались основные принципы оказания универсальных услуг связи, установленные законом о связи", - говорится в сообщении пресс-службы Счетной палаты.
По результатам проверки Минцифры и "Ростелекому" направлены представления с требованием устранить выявленные нарушения и недостатки. "Кроме того, Счетная палата направила Минцифры ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности мероприятий по устранению цифрового неравенства, а также на экономию бюджетных средств", - говорится в пресс-релизе.
Согласно ему, контрольное ведомство предлагает: нормативно закрепить порядок определения перечня населенных пунктов, в которых должны оказываться универсальные услуги связи, определить критерии отключения невостребованных точек доступа Wi-Fi и отключить точки, соответствующие таким критериям, что приведет к сокращению расходов на эксплуатацию, а также внести изменения в условия договора с "Ростелекомом", направленные на усиление контроля со стороны Минцифры.
Оператором универсального обслуживания на всей территории РФ является "Ростелеком", с которым у Минцифры заключен договор на оказание универсальных услуг связи. "В соответствии с законом о связи эти услуги должны были предоставляться жителям населенных пунктов численностью от 100 до 500 человек, в которых отсутствуют иные источники связи. Однако проверка показала, что на момент начала оказания услуг в 154 населенных пунктах число жителей не соответствовало установленному диапазону, а в 496 поселениях - аналогичные услуги связи уже предоставлялись другими операторами", - сказал аудитор Счетной палаты Данил Шилков, чьи слова приводятся в сообщении.
"Таким образом, средства федерального бюджета на сумму около 3 млрд рублей использованы с нарушением принципов, установленных законодательством", - заявил он.
По мнению Счетной палаты, "основными причинами допущенных нарушений стали некачественное планирование мероприятий и недостаточный контроль за ходом их реализации со стороны Минцифры, а также ненадлежащее выполнение "Ростелекомом" своих обязательств по договору". По данным аудиторов, "в ряде случаев предусмотренные договором услуги были оказаны несвоевременно, при этом Минцифры не были приняты меры ответственности к "Ростелекому".
Также, по данным Счетной палаты, "проверка выявила факты, свидетельствующие о низкой востребованности у населения точек доступа Wi-Fi" (в 1056 населенных пунктах отмечено нулевое или околонулевое значение потребления трафика, малое количество активных пользователей) по причине наличия сотовой связи в 96% населенных пунктов и ограниченность радиуса действия точек доступа (около 100 м). В некоторых населенных пунктах точки доступа не работали в течение длительного времени - от одного до восьми месяцев, добавили в Счетной палате.
"В то же время услуги сотовой связи у населения востребованы значительно больше. Качественная сотовая связь обеспечена в 99,7% населенных пунктах. Исключение составляют отдаленные населенные пункты, где услуги предоставляются через спутниковые каналы, однако скорость передачи данных там часто не превышает 2 Мбит/с", - отметили в Счетной палате. (Интерфакс)