Топливо для судов подорожало из-за новых правил захода в порты России
Пятница 8 августа 2025, 08:31
Ужесточение в июле правил захода судов в российские морские порты после череды инцидентов на танкерах вызвало скачок цен на судовое топливо. Эксперты полагают, что негативный эффект в ближайшие недели будет сглажен
Новые правила допуска судов, следующих из иностранных портов в российские, введенные с 21 июля, в моменте привели к простою части флота на рейде в ожидании разрешения на подход к причалу, сообщили РБК в Центре ценовых индексов (ЦЦИ). Поскольку концепция морской перевозки заключается в аренде судна, рост сроков обработки флота наряду с иными рыночными факторами повысил стоимость фрахта и издержки на бункеровку.
Так, ставки фрахта нефтяных танкеров на маршрутах в Индию и Китай в среднем увеличились на 8,3% за неделю с 21 по 27 июля по сравнению с предыдущей неделей, рассказал директор ЦЦИ Роман Соколов. Это произошло, несмотря на падение нефтяного экспорта на 25% в этот же период. За неделю с 28 июля по 3 августа ставки на индийском направлении замедлили рост, но прибавили 2,7–3,3% в портах Балтики (до $8,8–9,2 за баррель) и 3,6–4% в Новороссийске (до $7–7,7 за баррель). По китайскому направлению наибольший рост за отчетную неделю показали ставки фрахта на Балтике — на 4,2% (до $11,5 за баррель), следует из данных ЦЦИ.
Вместе с тем за период с 14 по 28 июля зафиксирован скачок цен на бункеровку судов дизельным топливом малой вязкости с низким содержанием серы (MGO, широко используется в морских перевозках и соответствует международным экологическим нормам. — РБК). На Балтике и в Азово-Черноморском бассейне рост показателей составил 13–18%, до $833–852 за тонну, следует из анализа ЦЦИ по рынку бункерного топлива. На Дальнем Востоке стоимость топлива MGO для бункеровки выросла на 10,3%, до $828 за тонну.
Почему потребовались изменения
Указ президента Владимира Путина от 21 июля предписывает, что суда, следующие из иностранных портов, могут заходить в российские только с разрешения капитана морского порта, согласованного с должностным лицом органа Федеральной службы безопасности (ФСБ). До этого правила захода судов в российские порты определялись приказом Минтранса, а особый порядок прибытия судов из-за рубежа применялся в случаях, когда у порта смежная с военно-морской базой акватория.
Изменения направлены на усиление мер безопасности в акватории российских морских портов на фоне серии инцидентов со взрывами на танкерах. Так, в феврале широко известным стал случай со взрывом в машинном отделении танкера Koala, который по прибытии из Сингапура находился в российском порту Усть-Луга и должен был отправиться в египетский порт Суэц. На борту судна находилось около 130 тыс. т нефтепродуктов.
7 июля стало известно об инциденте на танкере Eco Wizard, в результате которого произошел разлив жидкого аммиака в Усть-Луге, который Минтранс охарактеризовал как незначительный. Судно прибыло в российский порт из Антверпена. Незадолго до этого газета Financial Times (FT) писала, что за текущий год по меньшей мере пять нефтяных танкеров пострадали от взрывов.
Помимо разрешения от ФСБ, новые правила допуска судов предписывают проведение обязательного водолазного осмотра, прежде чем судну позволят встать под погрузку, добавляет Соколов. Еще в середине июля ФГУП «Росморпорт» объявило тендер на сумму более 3 млрд руб. для осуществления подводных инспекций судов в Балтийских портах — Санкт-Петербурге, Усть-Луге, Калининграде и других. Осмотр включает проверку подводной части корпусов с применением гидролокаторов и подводных аппаратов на предмет наличия конструктивно не предусмотренных предметов и взрывчатых веществ. Стоимость одной инспекции составляет от 578 тыс. до 2,8 млн руб. в зависимости от типа судна. «Поскольку проверка будет осуществляться во время стоянки на рейде до проведения погрузочно-разгрузочных операций, время нахождения судов в акватории порта может увеличиться на несколько дней», — отмечается в обзоре ЦЦИ.
Похожую динамику роста цен на судовое топливо отмечают в аналитическом отделе ИАА «ПортНьюс». По их данным, цены существенно увеличились 22 июля на Балтике: топливо MGO (морской газойль с содержанием серы менее 0,1%) подорожало на $17 за тонну по сравнению с 17 июля (данные фиксируются два раза в неделю), VLSFO 0,5 (топливо с очень низким содержанием серы, 0,5%) — на $10–13 и ULSFO (ультранизкосернистое морское топливо, 0,1%) — на $13. Рост сохранился 24 июля, но уже менее выраженный, а далее увеличивалось в цене в основном топливо ULSFO. В то же время на Юге 22 июля был резкий скачок стоимости топлива MGO в порту Новороссийск — сразу на $28 за тонну. В последующие недели июля небольшой рост стоимости топлива сохранился, но в порту Кавказ было отмечено падение цены 29 июля — на $5 за тонну.
«Такие колебания цен часты на Балтике, она редко бывает стабильна. Однако Юг обычно очень стабильный, и в 20-х числах июля в Новороссийске наблюдалось удивительное изменение цен», — отмечают аналитики ИАА «ПортНьюс». В целом, по их данным, за период с 3 июля по 5 августа стоимость топлива MGO в Санкт-Петербурге выросла на 1,87%, в Усть-Луге — на 2,88%, в Новороссийске — на 5,55%, в Туапсе — на 1,23%, а в порту Кавказ, напротив, снизилась на 3,23%. (rbc.ru)