Глава Минфина Силуанов подтвердил планы по увеличению госдолга в 2025 году
Вторник 9 сентября 2025, 11:59
Власти РФ будут увеличивать объем государственных заимствований в 2025 году по сравнению с текущим планом, но в разумных пределах, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов.
"Можно ли увеличивать долг? Да, с одной стороны, в этом году мы это будем делать. Это будет в пределах разумных увеличений, сразу хочу сказать. Это не будут какие-то большие дисбалансы для бюджета", - сказал он в интервью Радио РБК.
В целом говоря о возможности наращивания госдолга в будущем, он отметил, что российский госдолг действительно небольшой, но для его существенного наращивания есть ряд ограничений, среди которых ёмкость финансового рынка, стоимость обслуживания заимствований и взаимосвязь объема заимствований и жесткости денежно-кредитной политики.
"Возможно, в этом году нам придется уточнить наши объемы заимствований, но при подготовке бюджета на следующий год мы будем планировать бюджет исходя из баланса на первичном уровне. У нас бюджет будет сбалансирован без учета расходов на обслуживание госдолга", - сказал Силуанов.
Законом о бюджете предусматривается размещение ОФЗ в 2025 году на 4,781 трлн рублей, погашение - на 1,416 трлн рублей. Следовательно, чистое привлечение ожидается на уровне 3,365 трлн рублей. При увеличении дефицита бюджета на 2025 год с 0,5% ВВП до 1,7% ВВП в рамках весенних поправок объемы заимствований не менялись, однако министр отмечал, что весенние поправки предварительные, окончательные будут осенью.
Ранее президент РФ Владимир Путин отмечал, что некоторые коллеги в правительстве считают, что можно еще больше увеличивать дефицит бюджета, потому что уровень государственной долговой нагрузки низкий.
"Да, у нас госдолг небольшой - чуть меньше, может, 15% от валового внутреннего продукта (ВВП). Вы скажете: "Ну, чего такого, давай сделаем 20-25%. Да можно и дальше пойти, как многие страны это делают, но я хочу сказать, что у нас есть особенность. Во-первых, у нас финансовый рынок не такой емкий, можно сказать, как в тех странах, на которые мы любим ссылаться", - сказал Силуанов, отметив, что сейчас на российском рынке ориентация исключительно на внутренних инвесторов. "Внешних инвесторов нет. Хотя мы открыты к тому, чтобы внешние инвесторы приходили, и будем выпускать даже новые серии бумаг, которые будут им интересны", - сказал он.
"Мы ждем нормализации, ждем, что иностранный бизнес может обратно к нам возвращаться, сейчас мы ведем диалог с нашими дружественными партнерами о том, чтобы в первую очередь возник обратный поток в финансовые инструменты, в том числе в те бумаги, которые выпускает Минфин, государство. Они надежные, доходные, мы никогда не подводили наших держателей ценных бумаг, так будет и дальше. В условиях, когда наши золотовалютные резервы заморозили, мы выполняли свои обязательства по выплате купонных доходов, по погашению тела долга. У нас есть возможность, просто иностранцы боятся приходить за этими деньгами, и они сейчас невостребованы. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы иностранные инвесторы к нам приходили открыто", - сказал он, напомнив, что принято решение - если такие инвестиции будут сделаны, то будет доступен и беспрепятственный вывод средств не только в виде тех объемов, которые были вложены, но и заработанных на финансовом рынке или в реальном секторе экономики средств.
По словам министра, госдолг очень просто увеличить, но "долг у нас дорогой". "Хоть сейчас и занимаем по более низким процентным ставкам, но они составляют около 14%", - отметил он. "Если посмотреть объем процентных расходов, то у нас он составляет уже около 8% всех расходов. Если мы будем дальше увеличивать долг, то это будет вытеснять другие все расходы. У нас меньше будет денег оставаться на наши приоритеты, расходы на обслуживание будут все больше и больше занимать долю в бюджетном пироге", - пояснил также он.
Самое же главное, по словам Силуанова, то, что чем больше занимает государство, тем у Банка России меньше возможности снижать процентную ставку. "ЦБ очень внимательно следит за тем, какой дефицит бюджета - банки и бюджет формируют денежное предложение. Поэтому чем меньше у нас будет дефицит бюджета, тем больше возможности для кредитов коммерческим банкам. Чем меньше будет дефицит бюджета, тем мягче может быть денежно-кредитная политика. (...) Мы с Центробанком на одной волне", - сказал он. (Интерфакс)